Казалось бы, для обеспечения безопасности дорожного движения используется столько разнообразных средств, что придумать что-либо новое сложно. Светофоры переключаются по командам искусственного интеллекта, видеокамеры регистрируют малейшие нарушения ПДД, автомашины оборудуются системами, не позволяющими сесть за руль нетрезвому водителю. Тем не менее дорожно-транспортная обстановка далека от идеальной. И это заставляет сотрудников Госавтоинспекции и специалистов брать на вооружение всё новые, зачастую довольно оригинальные методы.
За многолетнюю водительскую практику повидала всякого, однако не так давно довелось познакомиться с очередной придумкой, заставляющей любого сидящего за рулём человека убрать ногу с педали газа. Поздно вечером впереди показались мигающие красно-синие огни. Ясно - движение контролирует наряд ДПС. Инстинктивно снижаю скорость, но тут же замечаю странность: чем ближе подъезжаю к предполагаемому месту дежурства патруля, тем блеск тревожных огней поднимается всё выше и выше. Загадка разрешилась очень скоро - никаких инспекторов здесь и в помине не было, просто на обычном фонарном столбе установили мигающие фонари, имитирующие работу проблесковых маячков полицейской машины.
Тут же вспомнились аналогичные обманки, которые уже давно используются в особо аварийных местах - муляжи автомобилей ГАИ, фанерные «двойники» сотрудников в форме, которых издалека не так просто отличить от настоящих. Согласитесь, волей-неволей каждый водитель в подобной ситуации становится вдвойне внимательным, а любители обгонять поостерегутся совершать запрещённый манёвр. И вот теперь появились более продвинутые средства профилактики безопасности движения.
На официальном языке представителей ГИБДД специальное устройство, имитирующее проблесковые маячки патрульной машины ДПС, называется «шериф-балка». Прибор начинает работу автоматически с наступлением тёмного времени суток, и его мигание заметно на приличном расстоянии.
Подобную аппаратуру сегодня можно встретить на разных магистралях. Например, в Емельяновском районе Красноярского края такое чудо появилось в марте нынешнего года на 792-м км федеральной трассы «Сибирь».
- Для снижения риска аварийности на скоростных трассах необходимо применять комплекс мер, - считает начальник УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю полковник полиции Алексей Членов. - Помочь может многое: и оптимальные инженерные решения, и профессиональная разъяснительная работа, а также использование нестандартных подходов к решению проблемы безопасности дорожного движения. Одно из них - применение «шериф-балки». Мы вышли с инициативой, руководство управления федеральных дорог «Енисей» согласилось с нашим мнением и нашло возможность установить прибор на проблемном участке дороги.
Как пояснили красноярские автоинспекторы, «шериф-балки» уже доказали эффективность в аварийно опасных местах: на участках, где возможны серьёзные ДТП с тяжкими последствиями, где водители чаще всего превышают установленный безопасный скоростной режим. Так, если два года назад на 792-м км трассы «Сибирь» случилось три ДТП, в которых пострадали люди, то с начала 2020-го серьёзных происшествий здесь не зафиксировано.
Второй прибор в июне разместили на территории Рыбинского района Красноярского края на 985-м км той же магистрали «Сибирь». И тут он показал свою действенность - число аварий с тяжкими последствиями сведено до минимума.
До конца года аналогичная конструкция появится на участке федеральной трассы в Уярском районе.
При выборе места учитывается рельеф территории, наличие стационарного освещения, а также отсутствие возможности несения здесь службы нарядами ДПС на постоянной основе. Чаще всего устройства размещают на столбах линий электропередач или опорах освещения, чтобы сигналы было видно издалека.
- Появление «шериф-балки» вызвало бурю различных эмоций у водителей не только нашего региона, - рассказывает начальник отделения пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю подполковник полиции Юлия Глушкова. - Новость о приборе была в топе обсуждений пользователей Интернета не один день. Конечно, встречались не только одобрительные, но и негативные комментарии. А это свидетельствует о том, что нововведение не оставило участников движения равнодушными.
В сентябре «шериф-балка» появилась и в Медведевском районе Республики Марий Эл на автодороге Йошкар-Ола - Козьмодемьянск. Место выбрали на основании анализа аварийности. Рядом - два нерегулируемых пешеходных перехода, а значит всегда есть риск гибели людей.
Если «шериф-балка» докажет свою пользу, аналогичные конструкции установят и на других участках улично-дорожной сети республики, говорят автоинспекторы.
И это не единственная инновация, которую полицейские тестируют на дорогах. Среди последних изобретений - так называемый лежачий светофор. В Красноярске, например, он появился летом и рассчитан в основном на привлечение внимания детей и подростков. Представляет собой это устройство светодиодную ленту, расположенную на стыке проезжей части и тротуара, которая дублирует сигналы основного светофорного объекта. Кроме того, запрещающий сигнал также изображается в виде проекционной стоп-линии.
Переход со светодиодной полосой установили и в городе Клинцы Брянской области. Он расположился на одном из оживлённых перекрёстков. Особенно хорошо дополнительный световой сигнал заметен в тёмное время суток.
Устройство ориентировано на привлечение внимания прежде всего школьников и студентов, отмечают брянские полицейские. В силу возрастных особенностей несовершеннолетним не всегда удается правильно оценить ситуацию и, как следствие, легко оказаться под колёсами автомобиля. Ситуацию осложняет любовь молодёжи к гаджетам. Так, нередко вместо внимательного участника дорожного движения мы получаем уткнувшегося в смартфон ничего не замечающего вокруг человека.
В складывающейся обстановке сотрудники Госавтоинспекции постоянно ищут новые средства обеспечения безопасности участников движения, готовы нарисовать на дороге всё, что угодно, лишь бы обезопасить людей. Тем более что практика показывает: любые дополнительные меры, направленные на привлечение внимания граждан, не окажутся бесполезными, позволят уменьшить число трагедий.
