Первым транспортным средством в жизни многих людей становится велосипед. Садясь в седло, мы ещё не отдаём себе отчёта, что таким образом превращаемся из банальных пешеходов в настоящих водителей и с этого момента на нас распространяются определённые правила. Но, к сожалению, и юные, и взрослые велосипедисты нередко забывают, что при управлении пусть и несерьёзным, на первый взгляд, средством передвижения на них возлагается ответственность.
УДРУЧАЮЩАЯ СТАТИСТИКА
Сегодня управлять велосипедом может любой. Какого-то специального разрешения для этого не требуется, сдавать экзамены для получения водительского удостоверения не надо. Более того, многие вообще не считают необходимым хотя бы ознакомиться с основными положениями Правил дорожного движения. Итог нередко бывает весьма печальным.
В Татарстане, например, за пять месяцев текущего года зарегистрировано 41 дорожно-транспортное происшествие с участием велосипедистов. Один из них погиб, 40 получили травмы различной степени тяжести. В 25 ДТП виновниками стали те, кто управлял двухколёсными транспортными средствами.
В течение всего одного часа несколько дней назад в разных районах Саратова на дорогах пострадали два велосипедиста. А на регулируемом перекрёстке улиц Орджоникидзе и Петра Алексеева в городе Якутске под колёса проезжавшего автомобиля попал 13-летний ребёнок, управлявший двухколёсным транспортом.
- Нарушения правил велосипедистами имеют высокую латентность и в большинстве случаев фиксируются при наступлении негативных последствий, - комментирует ситуацию заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Николай Шеюхин. - К ним можно отнести наезд на велосипедиста. В 2020 году произошло 5749 таких ДТП, в которых погибли 372 и были ранены 5527 человек.
Пострадавшие велосипедисты в значительном количестве случаев нарушали правила.
На протяжении нескольких лет наблюдается устойчивый рост наездов этой же категории участников движения на пешеходов. В 2019 году зарегистрировано 211 таких случаев, в которых два человека погибли и ещё 221 получил ранения. Из указанного количества травмированных более трети составили дети в возрасте до 16 лет - 84 человека. В 2020-м зарегистрировано 79 подобных происшествий, погибли два человека, ранены - 77, в том числе 23 ребёнка.
- Самые частые столкновения между велосипедистами и автомобилями происходят на пешеходных переходах, - отмечает Николай Шеюхин. - Первые зачастую используют маршруты, которые пересекают проезжую часть.
По «зебре» они продолжают двигаться на велосипеде, а не спешиваются. У автомобилиста просто не хватает времени, чтобы затормозить. Именно по этой причине велосипедисту всегда необходимо переходить дорогу, ведя транспортное средство рядом с собой.
Второй наиболее типичный и частый случай ДТП - когда велосипедист едет вдоль припаркованных машин, автомобилист внезапно открывает дверь, и он в неё на скорости врезается. Именно поэтому при движении в местах автостоянок необходимо соблюдать безопасный боковой интервал, чтобы избежать удара дверью или столкновения с людьми, выходящими из машины.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность для велосипедистов-нарушителей, которая влечёт административный штраф от 800 до 1500 рублей.
УЧИТЬ ПРАВИЛА!
Нередко жертвами происшествий на дорогах становятся юные велосипедисты. Нехватка элементарных знаний и навыков вождения - вот наиболее частые причины аварий. Это, кстати, подтверждают и данные статистики: более чем в 60 % случаев причиной происшествий с участием несовершеннолетних водителей велосипедного транспорта стали несоблюдение правил и невнимательность.
- С наступлением весенне-летнего периода Госавтоинспекцией регулярно проводятся мероприятия в целях профилактики аварийности с участием юных велосипедистов, - рассказывает генерал-майор полиции Николай Шеюхин. - Как показывает статистика, в 2020 году произошло 1731 ДТП с участием детей-велосипедистов, в которых погибли 27 ребят и ещё 1712 получили ранения. При этом 20 из 27 погибли по собственной неосторожности, поскольку допустили нарушения правил дорожного движения.
Неслучайно сотрудники Госавтоинспекции при патрулировании на улицах особое внимание обращают на детей, передвигающихся на двухколёсном транспорте, принимая к ним соответствующие меры реагирования. Акцент в этой работе делается на профилактику, а также разъяснение несовершеннолетним основ ПДД в части, касающейся пешеходов, водителей велосипедов и мототранспорта.
Полицейские совместно с Минпросвещения России и родительской общественностью постоянно проводят активную просветительскую и пропагандистскую работу с юным поколением. В неё входят социальные кампании, тематические выступления в СМИ, акции, тренинги.
- Дети - это объект особой заботы, поскольку являются самой уязвимой категорией участников дорожного движения либо по своему незнанию ПДД, либо по нежеланию применять знания на практике, - говорит заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Николай Шеюхин. - Кроме того, в силу нежного возраста у них совершенно не развито чувство самосохранения. С некоторыми негативными факторами детской и подростковой психологии можно и нужно бороться, какие-то следует просто учитывать. ПДД учить обязательно! И закреплять полученные навыки на практике под контролем родителей. Ребёнку нужно твёрдо усвоить, где и каким образом он может передвигаться на велосипеде или самокате. Защитная экипировка - тоже забота родителей. Они должны не только её приобрести, но ещё и приучить своих детей неукоснительно ею пользоваться на велопрогулках. Так же как когда-то приучали их одеваться, чистить зубы и ухаживать за собой.
Примерно 60 % серьёзных травм велосипедистов - черепно-мозговые. Уже доказано: велошлем снижает риск подобных случаев на 85 %. Также на одежде юных участников движения следует использовать световозвращающие элементы. Про это родители часто забывают, а ведь более простого способа сделать ребёнка более заметным на дороге ещё не придумано.
Впрочем, всё это работает, только если взрослые сами ведут себя так, как того требуют от детей. Ребёнок больше подражает, чем осмысливает.
Он может выучить теорию на отлично, но когда авторитетный для него человек опровергает её личным примером, то и несовершеннолетний будет поступать так же.
Ещё один важный момент: Госавтоинспекция призывает родителей хорошо подумать, прежде чем покупать чадам модное средство индивидуальной мобильности, способное развивать скорость до 60 км/ч. Даже если ваши сыновья и дочки кажутся ответственными и знающими правила - всё равно это дети, со всеми сопутствующими возрасту проблемами.
ПОЛНОМОЧИЙ ХВАТАЕТ
Велосипед с каждым годом становится всё популярнее. Мало того что в мегаполисах с их многокилометровыми заторами зачастую на двух колёсах можно гораздо быстрее добраться до пункта назначения, ещё и пропаганда здорового образа жизни приносит свои плоды. А в сельской местности на два колеса уже давно пересел и стар, и млад.
Сегодня практически во всех городских парках проложены специальные велосипедные дорожки. По оборудованным маршрутам можно добраться с одного конца города до противоположного.
Кстати, Москва - город с самым большим в стране количеством велосипедных полос в стране. Если до 2010 года здесь их было всего 9 км, то к концу 2016-го эта цифра превысила 200 км. Сегодня протяжённость пригодных для поездок на велосипеде трасс в столице составляет 850 км. Самые популярные проходят по центру города.
Однако есть здесь и другая сторона. Скажем, в Москве практически всё Бульварное кольцо можно проехать на велосипеде. Но введение выделенных полос для двухколёсного транспорта, без сомнения, ухудшило и без того непростую транспортную ситуацию в центре столицы.
Как известно, полномочия в организации дорожного движения поделены между различными ведомствами. В результате велосипедные дорожки появляются в местах, где езда на двухколёсном транспорте особо опасна, то есть без учёта реальной ситуации. Может ли Госавтоинспекция как-то повлиять на исправление такого положения?
- Согласно подпункту «г» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на неё обязанностей имеет право предписывать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения, в частности, установку дорожного знака 3.9 «Движение на велосипедах запрещено» и снятие знака 4.4.1 «Велосипедная дорожка», - разъяснил Николай Шеюхин.
Так что, как видим, и в этом вопросе у полиции всё под контролем.
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ:
Пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ) всегда должны помнить о безопасности и следовать этим советам:
- неукоснительно соблюдайте требования ПДД;
- надевайте защитную экипировку (велошлем, перчатки, наколенники, налокотники), удобную и практичную одежду и обувь;
- используйте световозвращающие элементы. Это особенно важно в пасмурную погоду, вечером или ночью в условиях недостаточной видимости. В такой экипировке участник дорожного движения, передвигающийся на велосипеде или СИМ, станет заметнее для других участников дорожного движения;
- проверяйте исправность велосипеда, СИМ перед использованием. На нём должны отсутствовать внешние повреждения, системы - работать исправно, аккумулятор (если он есть) - полностью заряжен;
- траектория движения велосипеда или СИМ должна быть предсказуемой (отсутствие экстренного торможения, резких поворотов) для других участников дорожного движения, что поможет избежать столкновения;
- используйте СИМ только на предназначенных для этого площадках;
- откажитесь во время движения от использования смартфонов и других гаджетов.
ВЕЛОСИПЕДИСТАМ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 24.8 ПДД ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы.
НАША СПРАВКА
«С января по май 2021 года в Российской Федерации зарегистрировано 112 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост данного вида ДТП составил почти 195 %.
В этом году таких аварий зарегистрировано в Москве - 24, Санкт-Петербурге - 22, Краснодарском крае - 12, Республике Татарстан - 7 и Свердловской области - 6. За пять месяцев в указанных ДТП в Российской Федерации погибли два человека и ранены 119», – сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Правовой статус средств индивидуальной мобильности в настоящее время не определён. Разработку соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации осуществляет Минтранс России. Вместе с тем в соответствии с Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в полной мере наделены полномочиями по реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
В 2020 году произошло 5749 ДТП с участием велосипедистов, в которых погибли 372 и ранены 5527 человек. Пострадавшие владельцы двухколёсных транспортных средств в значительном количестве случаев сами нарушили правила.
***
Москва - город с самым большим в стране количеством велосипедных полос в стране. Сегодня их протяжённость составляет 850 км. Самые популярные проходят по центру города.
***
В более чем 60 % случаев причиной происшествий с участием несовершеннолетних водителей велосипедного транспорта стали несоблюдение правил и невнимательность.
#Транспорт #велосипед #ПДД #ДТП

